Александр Збруев как-то в интервью на очередной комплимент своей прекрасной форме в таком почтенном возрасте шутил, что у него «вечно молодые гены». Достаточно посмотреть на его старшего брата Евгения Фёдорова, который в свои 95 лет по-прежнему действующий актер Театра Вахтангова, его легенда. Да и сам Александр почти 60 лет выходит на сцену Ленкома.
Между тем, этой семье пришлось очень многое пережить и многих потерять, так и найдя ответа на вопрос — за что? А история каждого члена этой славной актерской династии достойна не только отдельной главы, но и целой книги…
Александр Збруев, Пётр Фёдоров-старший, Пётр Фёдоров-младший
Татьяна Збруева-Фёдорова — мать Евгения и Александра
Родоначальницей этой большой династии считается Татьяна Александровна Федорова. Родилась она в 1904 году, имела дворянские корни — её мать носила титул баронессы, а отец был преуспевающим адвокатом. В юности она получила актерское образование в школе-студии им. Бориса Чайковского и даже успела поиграть в немом кино.
Тогда же у Татьяны появилось много друзей из театральной среды, которые впоследствии её не раз выручали в беде. Её однокурсником был будущий режиссер-сказочник Александр Роу, а хорошей подругой — жена Евгения Вахтангова.
В 20 лет у Федоровой родился сын Евгений, отношения с его отцом не сложились. Чуть позже Татьяна встретила другого мужчину — Виктора Збруева. Он был старше её на 12 лет и занимал высокий пост при Наркомате связи. По некоторым данным у него был уже взрослый сын Всеволод от первого брака.
Виктор Збруев и Татьяна Федорова
Донос, который решил судьбу семьи Збруевых-Федоровых
Виктор и Татьяна с сыном Евгением поселились в большой квартире на Арбате и прожили там счастливые 6 лет. Семья ни в чем не нуждалась. В те годы Збруев занимался строительством Шаболовского центра в Москве, ездил в США перенимать опыт в телевидении. Евгений Федоров многие десятилетия спустя говорил о своем отчиме:
Если во мне хоть что-то есть хорошего, я обязан этим именно ему.
В 34 года Татьяна забеременела. Она находилась на пятом месяце, когда неожиданно в их квартиру пришли люди в серых костюмах. Они устроили обыск, а потом увезли Виктора. Больше супруги никогда не виделись.
Их сын Александр родился в марте 1938 года, а через два месяца отца расстреляли. Правда, этот факт несколько лет скрывали от семьи, а потом сказали, что Збруев не выжил в лагерях. Лишь много позже Александру разрешили ознакомится с архивами Лубянки и он узнал, что его отца на тот момент уже давно не было на свете.
Татьяна Федорова с сыном Александром и Виктор Збруев
Банальный донос в одночасье решил судьбу целой семьи. Татьяне дали родить ребенка, а после, как родственников «врага народа», вывезли из Москвы в колонию-поселение под Рыбинском на долгих 5 лет. Их крохотная холодная комнатушка там — это первые воспоминания в жизни Александра.
Уже на тот момент из их арбатской квартиры им осталась только одна комната, в которой жил 14-летний Евгений. Он не был сыном «врага народа», но подросток был совсем один в большом городе. И тут пришли на выручку друзья Татьяны, помогали мальчику.
Когда началась война, он только стал студентом Щукинского училища. Их отправляли копать траншеи на линию обороны. Позже Татьяна получила телеграмму от ректора Щукинского училища о том, что у нее старшего сына началось заражение крови — неудачно повредил ногу, купаясь в реке. Начальник колонии отпустил женщину с ребенком за пару месяцев до назначенного срока: «Поезжайте — я вас не знаю».
Дети Арбата
В разгар войны Татьяна с маленьким сыном вернулась в Москву. Ей нельзя было далее там проживать, то так сложилось, что никто о их появлении не узнал. В их квартире тогда уже жили разные, но далеко не интеллигентные люди.
Евгений вскоре поправился, театральному сообществу где-то удалось достать ему пенициллин. Он стал наставником для маленького Александра, который другой жизни не знал и довольно быстро вписался в окружающую действительность, став арбатской шпаной по кличке Интеллигент.
Александр Збруев в юности с приятелем
Если бы не брат Евгений, местный уголовный «бомонд», наверно, поглотил бы его с головой. А так брат сумел задать правильное направление, позже мать подключила своих знакомых и двоечника Александра подготовили к вступительным экзаменам в Щукинское.
Таким образом, Евгений Федоров и Александр Збруев стали родоначальниками уже своих актерских династий. Что интересно, все их дальнейшие представители также заканчивали Щукинское училище.
Евгений Федоров на своем 95-летии в театре Вахтангова с братом Александром Збруевым. Фото: mk.ru
Актерская династия Фёдоровых
Евгений с детства находился в мире театра, впитывал как губка его историю, видел на сцене великих актеров старой школы. Мать после возвращения в Москву актерскую карьеру не продолжила, устроилась на электроламповый завод. Но осталась заядлой театралкой и, конечно, Фёдоров многое унаследовал от нее.
Сегодня это человек по истине энциклопедических знаний. Да, годы берут своё. Но каждый раз, переступая порог родного Театра Вахтангова, в котором он трудится уже более 70 лет, Федоров вновь и вновь заряжается энергией от этих стен.
На этой сцене он воплотил массу разнообразных образов, в кино снимался значительно реже. И, в основном, это были телеспектакли.
Евгений Федоров в фильмах-спектаклях «Город на заре» (1959) и «Этот фантастический мир» (1989)
Евгений был женат на актрисе Ирине Шутовой. К сожалению, недавно она ушла из жизни. В 1959 году у пары родился сын — Пётр Федоров.
Наиболее заметные театральные постановки, где играл Евгений Федоров
Больше всего Федоров играл в театральных постановках по классическим литературным произведением таких авторов, как Уильям Шекспир, Мольер, Миллер, Маяковский, Чингиз Айтматов, Стейнбек, Пушкин, и Чехов.
В постановке по Чехову «Леший» Евгений Евгеньевич играл Желтухина; в «Маленьких трагедиях» по Пушкину он играл ростовщика; в пьесе по Мольеру «Дон Жуан и Сганарель» — Франциска; в спектакле по Маяковскому «Мистерия-Буфф» — француза; в «Короле лир» сыграл Вестника; в пьесе по произведению Чингиза Ай Федоров исполнил роль руководителя космического полета.
Пётр Фёдоров-старший
Актерская судьба Петра сложилась не очень удачно. После окончания Щукинского он снялся в главной роли в фильме Юрия Таланкина «Звездопад», потом было еще несколько ролей в кино.
Его распределили в Театр на Малой Бронной под руководство Анатолия Эфроса. В те годы у мастера уже зарождался конфликт с руководством театра, в результате которого в 1984 году ему пришлось уйти. Пётр и другие актеры боролись за руководителя как могли, но в один момент часть из них отступила и отказалась от своих слов.
Пётр Фёдоров-старший в фильмах «Звездопад» (1981) и «У опасной черты» (1983)
Так Фёдоров разочаровался в актёрах и актёрском деле. Какое-то время он преподавал в Щукинском, изучал историю театра, писал работы по искусствоведению. А в 90-х ушел на телевидение, стоял у истоков многих детских программ — был их соавтором и ведущим. Вообще очень много сделал для развития нашего детского телевидения. Последней его работой была программа «Зов джунглей».
Петра унесла тяжелая болезнь в 39 лет.
Петр Федоров в программе «Зов джунглей»
Пётр Фёдоров-младший
Фёдоров успел оставить после себя продолжение. В браке с девушкой по имени Алла у него родился сын, также Пётр Фёдоров. Супруги быстро разошлись и маленький Петя уехал вместе с новой семьей матери на Алтай. Там он жил в деревне, а Алла с супругом часто уходили в горные походы. С родным отцом он в те годы практически не общался.
Пётр Федоров в детстве с матерью
На Алтае у Федорова родились еще две сестры. А когда ему исполнилось 14 лет, семья вернулась назад в Москву. Живя в деревне, Пётр научился хорошо рисовать, а потому поступил в художественное училище и готовился к экзаменам в Строгановку. Ранний уход отца всё изменил.
После церемонии прощания к нему подошла женщина и посоветовала поступать в театральное. Позже Пётр понял, что это была Галина Коновалова, легенда Вахтанговского театра, где по сей день служит его дед.
Пётр Федоров с матерью Аллой, сестрами и бывшей девушкой Анастасией
Вступительные экзамены в «семейное» Щукинское училище Пётр почти провалил, но комиссия поверила в него и решила дать шанс. После выпуска Фёдорова распределили в Театр Станиславского, который тогда переживал не лучшие годы, а потому на сцене он почти не играл. Брал отпуска за свой счет, а потом и вовсе полностью переключился на кино.
Первой фильмом Петра стал «101 километр». Сейчас он один из самых востребованных актеров нашего кинематографа. Кроме того, серьезно занимается музыкой и режиссурой.
Петр Федоров в фильме «101 километр» (2001)
Блестящая карьера в театре
В 1961-ом году Александр окончил ВУЗ и был принят в “Ленком”, где играет по сей день. Его театральная карьера пошла на взлет после главной роли в спектакле Анатолия Эфроса “Мой бедный Марат”. Когда “Ленком” возглавил Марк Захаров, Збруев стал одним из ведущих актеров труппы. На его счету десятки ярких разноплановых ролей в классических и современных постановках. Сейчас мэтр сам выбирает для себя спектакли и режиссеров. Такой же привилегией пользуется еще одна прима этого театра — Инна Чурикова.
Дмитрий Певцов и Александр Захаров. Спектакль театра Ленком “Женитьба”. Фото lenkom.ru
Актёрская династия Збруевых
На первый взгляд кажется, что Збруевы и Фёдоровы практически не общаются друг с другом, но это не так. Да, у всех своя жизнь, но и Александр по-прежнему часто разговаривает по душам с братом Евгением, да и внучатый племянник Пётр ему отнюдь не чужой человек.
Пётр и Евгений Фёдоровы
В семье же самого Александра есть свои сложности. Его дочери Наталья и Татьяна не общаются. Это непростая жизненная ситуация, о которой Збруев предпочитает говорить как можно реже из-за того, что любой неосторожно озвученный факт может больно ударить по его близким. Тем не менее, он одинаково любит своих дочерей и одинаково им помогает в жизни.
Где похоронят умершего актера театра Вахтангова Евгения Федорова
Похороны заслуженного артиста Федорова состоятся в Москве на Хованском кладбище 3 мая, ровно в полдень. Попрощаться с актёром можно будет на территории погоста в помещении для прощаний местного крематория.
Родственники погибшего оказали большую честь нам, попросив Мосгупритуал организовать все этапы похорон. Мы всем коллективом выражаем искренние соболезнования близким умершего великого актера театра Евгения Федорова. Это, действительно, большая потеря не только для семьи артиста, но и для всего общества, в том числе его театральных поклонников.
Первый брак Александра Збруева и первые шаги в кинематографе
Впервые Збруев женился очень рано. Его избранницей стала Валентина Малявина, тогда еще совсем юная девушка, с которой он познакомился в одной из шумных арбатских компаний. Она жила неподалеку.
Матери Александра не нравилась эта партия для сына, она считала Валентину не слишком серьезной. В принципе, в чем-то была права. Глядя на мужа, Малявина пошла в актрисы и это разрушило их отношения. В те годы они практически не виделись: Збруев снимался в «Моем младшем брате», а Малявина — в «Ивановом детстве». Всё закончилось тем, что Валя увлеклась другим человеком.
Валентина Малявина и Александр Збруев
Нельзя сказать, что Збруев сильно переживал. Он был человеком влюбчивым и увлекающимся, быстро нашел утешение. Через какое-то время в коридорах Мосфильма он встретил свою вторую жену — Людмилу Савельеву, тогда она снималась в «Войне и мире».
Почему Збруев считает, что с кинематографом ему не повезло
Кинокарьера Збруева удачно сложилась в самом начале. Он прославился в молодежном фильме Александра Зархи “Мой младший брат”, где дебютировал вместе с Олегом Далем. Здесь же исполнил свою первую значимую роль никому тогда неизвестный Андрей Миронов.
Александр Збруев и Людмила Марченко. “Мой младший брат” 1962 г.
С тех пор Александр снимался без перерыва до середины 90-х, успешно воплощая любые образы: от доблестных милиционеров и военных (“Два билета на дневной сеанс”, “Круг”, “Победитель”, “Батальоны просят огня” и т.д.) до уголовников (“Где 042?”, “Бедная Саша” и прочие). А его визитной карточкой стала роль непутевого Ганжи в “Большой перемене”.
Наталия Богунова и Александр Збруев. “Большая перемена” 1972 – 1973 г.
Однако сам Збруев не считает свою судьбу в кино счастливой. “Я не сыграл и сотой части того, что мог бы сыграть” — говорит актер. После краха советского кинематографа Александр не избежал простоев, но размениваться на сериалы и рекламу не хотел. Совместно с товарищем он открыл круглосуточный ресторан “ТРАМ” в родном театре, на месте прежнего убогого буфета.
“Батальоны просят огня” 1985 г.
Креативное меню в “ТРАМе” придумал ленкомовский драматург и известный писатель Дмитрий Липскеров. Вряд ли где-то еще можно было отведать блюдо под названием “Монтировщик Вася”, “На дне” или “Третий акт”. Этот бизнес просуществовал 10 лет и принес Збруеву больше морального удовлетворения, чем выгоды. Ресторан был популярен в творческой среде, что позволило Александру завязать знакомства со многими интересными личностями.
“Содержанки” 2019 г.
Теперь Александр Викторович снимается крайне редко. Последнюю на данный момент роль (тесть главного героя) он сыграл в сериале “Содержанки”, повествующем о тяжелом житие московского бомонда. По сути, это винегрет из интриг, преступлений и откровенных сцен на фоне шикарных интерьеров.
“Содержанки” 2019 г.
Актер пошел против своих принципов исключительно из уважения к Константину Богомолову. У этого театрального режиссера он играл в двух постановках на сцене Ленкома. Между ними сложились дружеские отношения. Поэтому когда Константин предложил Збруеву поучаствовать в своем кинодебюте, он не смог отказаться.
Александр Збруев и Людмила Савельева
Людмила Савельева и Александр Збруев
Они по-прежнему были очень молоды. В 1967 году появилась на свет дочь Людмилы и Александра Наталья. Потом Савельева стала ездить на фестивали, Збруев много снимался, но они любили и доверяли друг другу. Людмила вообще очень легкомысленно относилась к слухам о том, что у мужа может быть кто-то еще.
Тем не менее, одна из интрижек Александра в Ленкоме с Еленой Шаниной переросла в серьезный и долгий роман. Оба тогда были в браке. Возможно, он так и остался тайной (с кем не бывает), если бы в 1992 году Елена не родила Збруеву дочь Татьяну. Тогда все открылось и из-за недостатка информации обросло разного рода слухами.
Елена Шанина и Александр Збруев
Старшая дочь Наталья в юном возрасте пережила серьезное любовное разочарование, которое спровоцировало психическое заболевание. Бросить жену и дочь Александр в такой ситуации просто не мог. Чтобы отвлечь Наталью от грустных мыслей, супруги предложили ей сняться в кино. Так она попала в фильм «Если верить Лопотухину», но актрисой так и не стала. Да и помогло это мало.
Сейчас Наталья живет с родителями. Кажется, занимается какой-то надомной работой, но затворницей она никогда не была — путешествовала, общалась с бывшими одноклассниками. Правда, периоды обострения её заболевания иногда становятся достоянием общественности благодаря прессе.
Наталья Збруева в фильме «Если верить Лопотухину» (1983) и в нулевых
Отрывок, характеризующий Фёдоров, Евгений Евгеньевич (актёр)
Фельдмаршал сердится на государя, и наказывает всех нас: неправда ли это логично! Вот первое действие. При следующих интерес и забавность возрастают, само собой разумеется. После отъезда фельдмаршала оказывается, что мы в виду неприятеля, и необходимо дать сражение. Буксгевден, главнокомандующий по старшинству, но генерал Бенигсен совсем не того же мнения, тем более, что он с своим корпусом находится в виду неприятеля, и хочет воспользоваться случаем дать сражение самостоятельно. Он его и дает. Это пултуская битва, которая считается великой победой, но которая совсем не такова, по моему мнению. Мы штатские имеем, как вы знаете, очень дурную привычку решать вопрос о выигрыше или проигрыше сражения. Тот, кто отступил после сражения, тот проиграл его, вот что мы говорим, и судя по этому мы проиграли пултуское сражение. Одним словом, мы отступаем после битвы, но посылаем курьера в Петербург с известием о победе, и генерал Бенигсен не уступает начальствования над армией генералу Буксгевдену, надеясь получить из Петербурга в благодарность за свою победу звание главнокомандующего. Во время этого междуцарствия, мы начинаем очень оригинальный и интересный ряд маневров. План наш не состоит более, как бы он должен был состоять, в том, чтобы избегать или атаковать неприятеля, но только в том, чтобы избегать генерала Буксгевдена, который по праву старшинства должен бы был быть нашим начальником. Мы преследуем эту цель с такой энергией, что даже переходя реку, на которой нет бродов, мы сжигаем мост, с целью отдалить от себя нашего врага, который в настоящее время не Бонапарт, но Буксгевден. Генерал Буксгевден чуть чуть не был атакован и взят превосходными неприятельскими силами, вследствие одного из таких маневров, спасавших нас от него. Буксгевден нас преследует – мы бежим. Только что он перейдет на нашу сторону реки, мы переходим на другую. Наконец враг наш Буксгевден ловит нас и атакует. Оба генерала сердятся и дело доходит до вызова на дуэль со стороны Буксгевдена и припадка падучей болезни со стороны Бенигсена. Но в самую критическую минуту курьер, который возил в Петербург известие о пултуской победе, возвращается и привозит нам назначение главнокомандующего, и первый враг – Буксгевден побежден. Мы теперь можем думать о втором враге – Бонапарте. Но оказывается, что в эту самую минуту возникает перед нами третий враг – православное , которое громкими возгласами требует хлеба, говядины, сухарей, сена, овса, – и мало ли чего еще! Магазины пусты, дороги непроходимы. Православное начинает грабить, и грабёж доходит до такой степени, о которой последняя кампания не могла вам дать ни малейшего понятия. Половина полков образуют вольные команды, которые обходят страну и все предают мечу и пламени. Жители разорены совершенно, больницы завалены больными, и везде голод. Два раза мародеры нападали даже на главную квартиру, и главнокомандующий принужден был взять баталион солдат, чтобы прогнать их. В одно из этих нападений у меня унесли мой пустой чемодан и халат. Государь хочет дать право всем начальникам дивизии расстреливать мародеров, но я очень боюсь, чтобы это не заставило одну половину войска расстрелять другую.] Князь Андрей сначала читал одними глазами, но потом невольно то, что он читал (несмотря на то, что он знал, на сколько должно было верить Билибину) больше и больше начинало занимать его. Дочитав до этого места, он смял письмо и бросил его. Не то, что он прочел в письме, сердило его, но его сердило то, что эта тамошняя, чуждая для него, жизнь могла волновать его. Он закрыл глаза, потер себе лоб рукою, как будто изгоняя всякое участие к тому, что он читал, и прислушался к тому, что делалось в детской. Вдруг ему показался за дверью какой то странный звук. На него нашел страх; он боялся, не случилось ли чего с ребенком в то время, как он читал письмо. Он на цыпочках подошел к двери детской и отворил ее. В ту минуту, как он входил, он увидал, что нянька с испуганным видом спрятала что то от него, и что княжны Марьи уже не было у кроватки. – Мой друг, – послышался ему сзади отчаянный, как ему показалось, шопот княжны Марьи. Как это часто бывает после долгой бессонницы и долгого волнения, на него нашел беспричинный страх: ему пришло в голову, что ребенок умер. Всё, что oн видел и слышал, казалось ему подтверждением его страха. «Всё кончено», подумал он, и холодный пот выступил у него на лбу! Он растерянно подошел к кроватке, уверенный, что он найдет ее пустою, что нянька прятала мертвого ребенка. Он раскрыл занавески, и долго его испуганные, разбегавшиеся глаза не могли отыскать ребенка. Наконец он увидал его: румяный мальчик, раскидавшись, лежал поперек кроватки, спустив голову ниже подушки и во сне чмокал, перебирая губками, и ровно дышал. Князь Андрей обрадовался, увидав мальчика так, как будто бы он уже потерял его. Он нагнулся и, как учила его сестра, губами попробовал, есть ли жар у ребенка. Нежный лоб был влажен, он дотронулся рукой до головы – даже волосы были мокры: так сильно вспотел ребенок. Не только он не умер, но теперь очевидно было, что кризис совершился и что он выздоровел. Князю Андрею хотелось схватить, смять, прижать к своей груди это маленькое, беспомощное существо; он не смел этого сделать. Он стоял над ним, оглядывая его голову, ручки, ножки, определявшиеся под одеялом. Шорох послышался подле него, и какая то тень показалась ему под пологом кроватки. Он не оглядывался и всё слушал, глядя в лицо ребенка, его ровное дыханье. Темная тень была княжна Марья, которая неслышными шагами подошла к кроватке, подняла полог и опустила его за собою. Князь Андрей, не оглядываясь, узнал ее и протянул к ней руку. Она сжала его руку.
Татьяна Збруева
Младшая дочь Татьяна пошла по стопам отца. Правда, она единственная из династии, кто окончил не Щукинское. Збруева-младшая выбрала ГИТИС, но поступила не с первого раза.
Тем не менее, сейчас она актриса театра Ленком, где долгие годы служили её мать и отец. В 2021 году Татьяна снялась в короткометражке «Пик коммунизма». Она по-прежнему находится в творческом поиске, увлекается журналистикой.
Александр Збруев дочерью Татьяной и Еленой Шаниной
Татьяна знакома с непростой личной ситуацией своего отца с детства и ей пришлось её принять. Елена Шанина так это комментировала в интервью:
Я всегда была с дочерью искренней, ничего не придумывала, не врала. Благодаря тому, что ей никогда не морочили голову, она любит и папу, и меня, она выросла в любви.
В любом случае, Александр любит и уважает всех своих женщин и ведет себя по отношению к ним как настоящий мужчина — полностью отвечая за все последствия и помогая каждой из них.