Владимир Ушаков – известный российский и советский актер театра и кино. Он сыграл не так много ролей в кино, но вклад в советское искусство этого талантливого и харизматичного актера просто не оценим!
Актер выходил на сцену театра Сатиры несчитанное количество раз, на спектакли с его участием приезжали люди со всей страны, а постановки, в которых он играл, были чуть ли не обязательной частью программы посещений любого туриста в Москве. Владимир Петрович запомнился многим поклонникам и зрителям, как человек широкой души, тонкого вкуса и потрясающего таланта.
Любимая работа
Экранизации предшествовали театральные постановки, где актёр Владимир Ушаков тоже прекрасно справлялся с ролью бригадира-передовика, заменив заболевшего Максима Егорова. И на сцене, и в фильме «Свадьба с приданым» Владимир Петрович был совершенно органичен, возможно, потому, что он действительно полюбил свою партнёршу – Веру Васильеву. Постановка была обречена на успех – 900 спектаклей на сцене Театра сатиры.
В основном, Владимир Петрович Ушаков был популярен среди театральных зрителей. Именно на театральных подмостках он смог реализовать свой талант в полной мере. Хотя можно посмотреть телеспектакли с его участием, где он играл в основном второстепенные роли. Но и в них он был запоминающимся и любимым.
Биография
Заслуженный артист России Владимир Ушаков – старейший актер московского Театра Сатиры. Но главный титул, который он носил и с которым его знали миллионы людей, – муж актрисы Веры Васильевой. Может быть, Ушаков не такая звездная личность, как его супруга, но зрители постарше любят его бригадира Максима Орлова из комедии «Свадьба с приданым», не одно поколение детишек помнит потрясающий тембр голоса Удава Каа из мультфильма «Маугли». А история любви Ушакова и Васильевой – это отдельная легенда.
Война и театр
В 1941 году окунулся в театральную военную жизнь в Театре драмы и комедии сразу после окончания Театрального училища им. Б.В. Щукина. Затем был фронтовой филиал Малого театра.
Своё актёрское мастерство он начал осваивать под руководством Веры Львовой, Цецилии Мансуровой, Леонида Шихматова, Иосифа Толчанова. Это легенды театра им. Вахтангова.
В 1944 году Владимир Петрович впервые снялся в фильме, рассказывающем о первых военных годах.
В послевоенные годы (1947-1950 гг.) актёр Владимир Ушаков служил на сцене Театра группы оккупационных войск в Потсдаме.
Вернувшись на Родину в 1952 году, он более 50 лет отдал подмосткам Театра сатиры.
Звездная роль
Биография будущего исполнителя началась в 1920 году. Коренной житель столицы родился в первый день июня в семье заводских рабочих. Сведений о детстве актера не сохранилось. Владимир перед началом Великой Отечественной войны получил образование в щукинском театральном училище.
После выпуска начинающий артист оказался в труппе Театра драмы и комедии. Вскоре оттуда Ушаков перешел в филиал Малого театра. С артистической бригадой актер ездил по фронтам. После завершения войны исполнитель с 1947 до 1950 работал в Потсдаме в Театре группы советских войск в Германии.
После возвращения в столицу Ушаков в течение двух лет трудился в Вахтанговском театре, в то время театре, возглавляемом Михаилом Астанговым. С 1952 началась служба в Театре Сатиры, длившаяся почти шесть десятилетий. Артист не стремился сниматься в кино.
Началась кинокарьера в роли матроса крейсера «Киров» Сергея Маркина в киноленте «Морской батальон» в 1944. Рассказывалось в кинокартине про оборону Ленинграда.
1953 принес артисту его звездную роль. После участия в картине «Свадьба с приданым» Ушаков превратился в настоящую звезду отечественного кинематографа. Зрителям кинофильм очень понравился, а песни из него, «На крылечке твоём» и «Куплеты Курочкина», пела вся страна.
По сюжету друг в друга влюблены бригадиры соседних колхозов. Героиня, известная всему району ударница труда, с возлюбленным поссорилась из-за его неимоверного тщеславия. Расставание казалось неминуемым, но в результате соревнования меду собой оба добились богатейшего урожая. На таком фоне и до свадьбы оказалось недалеко.
Фильмография
Этот раздел точнее было бы назвать ретроспективой телеспектаклей. У Владимира Ушакова в биографии не так много фильмов, чаще были телеверсии театральных постановок.
В 1944 году – фильм «Морской батальон», роль матроса Сергея Маркина с крейсера «Киров». Затем только в 1974 году кинолента «Георгий Седов», эпизодическая роль. В 1978 году в фильме «Прошлогодняя кадриль» опять эпизод. Затем в фильме «Жаркое лето в Кабуле» в 1983 году, за ним — в «Продавце снов». Через 5 лет роль в картине «Без ошейника».
А это уже роли в телеспектаклях:
- «Свадьба с приданым» (1953), главная роль — Максим Орлов.
- «Обнажённая со скрипкой» (1959), второстепенная роль Колина, сына художника.
- Телеспектакль «Швейк во Второй мировой войне» (1969), роль второго плана – фон Бок.
- «Когда море смеётся» (1971).
- Телеспектакль «Маленькие истории большого дома» (1974), роль второго плана – Шубин.
- «Как важно быть серьёзным» (1976), роль второго плана — Мерримен;
- Телеверсия спектакля «Ревизор» (1982), роль частного пристава Степана Ильича Уховёртова. В этой постановке с ним вместе играли Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Вера Васильева.
- «Следствие ведут знатоки», серия «Полуденный вор» (Дело №18) (1985), в роли Витюшки Клячко.
В 1995-1996 годах его можно было увидеть в сериале «Уик-энд с детективом».
Уже переступив порог нового века, достигнув почтенного возраста, снимался Владимир Ушаков в фильмах «Холостяки» в 2004 году и через 5 лет в ленте «Голод», в 2009 г.
Незадолго до кончины Владимир Петрович поучаствовал в съёмках фильма о своей единственной любимой женщине в жизни – о Вере Кузьминичне Васильевой – «Вера Васильева. Секрет её молодости», в 2010 году.
Личная жизнь
1 июня 1920 года года в Москве родился мальчик. К сожалению, информации о родителях или даже просто родных Владимира Ушакова в биографии официально не упоминается. И не стоит гадать, что там было, артист имеет право на закрытые кулисы хотя бы части его жизни.
Открытой остаётся история жизни и любви Ушакова Владимира Петровича и Веры Кузьминичны Васильевой.
Актёр Владимир Ушаков сразу вошёл в роль в спектакле, а затем и в киноленте «Свадьба с приданым». Его отношение к партнёрше было явным и заметным всей труппе театральной, а затем и съёмочной. Оба красивые, молодые талантливые: и Вера Васильева, и Владимир Ушаков – оба были эталонами и красоты, и чистоты в отношениях.
Не сразу всё сложилось. Как и герою пьесы, актёру Владимиру Ушакову пришлось добиваться благосклонности своей возлюбленной.
Вера Кузьминична была уже известной актрисой и красавицей. После роли в фильме «Сказанье о земле Сибирской» (режиссёр Пырьев) она получила Сталинскую премию, и её востребованность в профессии быстро выросла. Её внимания добивались не только известные актёры, но и режиссёры.
Вот из одного такого треугольника, где известный режиссёр был женат, и спасла Веру любовь Владимира.
Он был сначала робким и нежным ухажёром, но в то же время настойчивым и терпеливым. Вере понадобилось несколько лет, чтобы понять всю глубину чувств Владимира и ответить на его ухаживания.
Когда он наконец-то однажды пришёл к ней домой и поставил ультиматум: «Ты выйдешь за меня замуж или нет? Если «нет», я ухожу». Вера просто крикнула маме, что выходит за него замуж.
Так и началась история любви протяжённостью в 56 лет.
Рост, вес, возраст. Сколько лет Владимиру Ушакову
Владимир Петрович прожил долгую жизнь и умер в возрасте 91 года. За свою жизнь он прошел через многое, застал Великую Отечественную войну, репрессии, Хрущевскую оттепель, перестройку и развал СССР, и умер уже в современной России.
После смерти этого великого актера о нем много говорили другие артисты, воздавали почести, было сказано много хороших слов в адрес Ушакова, как человека и актера. Его родным выразил соболезнования и мэр Москвы, Сергей Собянин. Персонажи артиста живут на экране и сегодня, а зрители до сих пор помнят его имя и интересуются его творчеством и жизнью. Не обходят вниманием, даже его рост, вес, возраст, сколько лет Владимиру Ушакову было на момент смерти.
Начало
Свадьба прошла скромно в общежитии театра. Пришёл Анатолий Папанов, Татьяна Пельтцер, Алексей Овечкин и другие. На стол собирали у кого что есть. Так и отпраздновали.
Но реально расписались актёры только через семь лет. А уж кольцами обменялись через 50. И уже эта свадьба была действительно роскошной, как говорила сама Вера Кузьминична.
Долго молодожёны жили в маленькой комнатке Владимира Петровича. Молодой муж, оберегая талантливую жену от бытовых проблем, всё решал сам. А для ведения хозяйства нанял домработницу. Добрейшая женщина Анна Ивановна помогала во всем красивой хозяйке и её любящему мужу. Готовила отменные блюда, даже когда её просили что-нибудь попроще.
Сам Владимир Петрович всегда умел выглядеть элегантным и поддерживал стремление к красоте у своей супруги. Вера была при причёске, маникюре, посещала косметолога и носила только красивые модные наряды. Владимир делал всё, чтобы любимая чувствовала любовь и заботу.
Отрывок, характеризующий Ушаков, Владимир Петрович (актёр)
Она, видимо, забыла свои годы и пускала в ход, по привычке, все старинные женские средства. Но как только он вышел, лицо ее опять приняло то же холодное, притворное выражение, которое было на нем прежде. Она вернулась к кружку, в котором виконт продолжал рассказывать, и опять сделала вид, что слушает, дожидаясь времени уехать, так как дело ее было сделано. – Но как вы находите всю эту последнюю комедию du sacre de Milan? [миланского помазания?] – сказала Анна Павловна. Et la nouvelle comedie des peuples de Genes et de Lucques, qui viennent presenter leurs voeux a M. Buonaparte assis sur un trone, et exaucant les voeux des nations! Adorable! Non, mais c’est a en devenir folle! On dirait, que le monde entier a perdu la tete. [И вот новая комедия: народы Генуи и Лукки изъявляют свои желания господину Бонапарте. И господин Бонапарте сидит на троне и исполняет желания народов. 0! это восхитительно! Нет, от этого можно с ума сойти. Подумаешь, что весь свет потерял голову.] Князь Андрей усмехнулся, прямо глядя в лицо Анны Павловны. – «Dieu me la donne, gare a qui la touche», – сказал он (слова Бонапарте, сказанные при возложении короны). – On dit qu’il a ete tres beau en prononcant ces paroles, [Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет. – Говорят, он был очень хорош, произнося эти слова,] – прибавил он и еще раз повторил эти слова по итальянски: «Dio mi la dona, guai a chi la tocca». – J’espere enfin, – продолжала Анна Павловна, – que ca a ete la goutte d’eau qui fera deborder le verre. Les souverains ne peuvent plus supporter cet homme, qui menace tout. [Надеюсь, что это была, наконец, та капля, которая переполнит стакан. Государи не могут более терпеть этого человека, который угрожает всему.] – Les souverains? Je ne parle pas de la Russie, – сказал виконт учтиво и безнадежно: – Les souverains, madame! Qu’ont ils fait pour Louis XVII, pour la reine, pour madame Elisabeth? Rien, – продолжал он одушевляясь. – Et croyez moi, ils subissent la punition pour leur trahison de la cause des Bourbons. Les souverains? Ils envoient des ambassadeurs complimenter l’usurpateur. [Государи! Я не говорю о России. Государи! Но что они сделали для Людовика XVII, для королевы, для Елизаветы? Ничего. И, поверьте мне, они несут наказание за свою измену делу Бурбонов. Государи! Они шлют послов приветствовать похитителя престола.] И он, презрительно вздохнув, опять переменил положение. Князь Ипполит, долго смотревший в лорнет на виконта, вдруг при этих словах повернулся всем телом к маленькой княгине и, попросив у нее иголку, стал показывать ей, рисуя иголкой на столе, герб Конде. Он растолковывал ей этот герб с таким значительным видом, как будто княгиня просила его об этом. – Baton de gueules, engrele de gueules d’azur – maison Conde, [Фраза, не переводимая буквально, так как состоит из условных геральдических терминов, не вполне точно употребленных. Общий смысл такой : Герб Конде представляет щит с красными и синими узкими зазубренными полосами,] – говорил он. Княгиня, улыбаясь, слушала. – Ежели еще год Бонапарте останется на престоле Франции, – продолжал виконт начатый разговор, с видом человека не слушающего других, но в деле, лучше всех ему известном, следящего только за ходом своих мыслей, – то дела пойдут слишком далеко. Интригой, насилием, изгнаниями, казнями общество, я разумею хорошее общество, французское, навсегда будет уничтожено, и тогда… Он пожал плечами и развел руками. Пьер хотел было сказать что то: разговор интересовал его, но Анна Павловна, караулившая его, перебила. – Император Александр, – сказала она с грустью, сопутствовавшей всегда ее речам об императорской фамилии, – объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления. И я думаю, нет сомнения, что вся нация, освободившись от узурпатора, бросится в руки законного короля, – сказала Анна Павловна, стараясь быть любезной с эмигрантом и роялистом. – Это сомнительно, – сказал князь Андрей. – Monsieur le vicomte [Господин виконт] совершенно справедливо полагает, что дела зашли уже слишком далеко. Я думаю, что трудно будет возвратиться к старому. – Сколько я слышал, – краснея, опять вмешался в разговор Пьер, – почти всё дворянство перешло уже на сторону Бонапарта. – Это говорят бонапартисты, – сказал виконт, не глядя на Пьера. – Теперь трудно узнать общественное мнение Франции. – Bonaparte l’a dit, [Это сказал Бонапарт,] – сказал князь Андрей с усмешкой. (Видно было, что виконт ему не нравился, и что он, хотя и не смотрел на него, против него обращал свои речи.) – «Je leur ai montre le chemin de la gloire» – сказал он после недолгого молчания, опять повторяя слова Наполеона: – «ils n’en ont pas voulu; je leur ai ouvert mes antichambres, ils se sont precipites en foule»… Je ne sais pas a quel point il a eu le droit de le dire. [Я показал им путь славы: они не хотели; я открыл им мои передние: они бросились толпой… Не знаю, до какой степени имел он право так говорить.] – Aucun, [Никакого,] – возразил виконт. – После убийства герцога даже самые пристрастные люди перестали видеть в нем героя. Si meme ca a ete un heros pour certaines gens, – сказал виконт, обращаясь к Анне Павловне, – depuis l’assassinat du duc il y a un Marietyr de plus dans le ciel, un heros de moins sur la terre. [Если он и был героем для некоторых людей, то после убиения герцога одним мучеником стало больше на небесах и одним героем меньше на земле.] Не успели еще Анна Павловна и другие улыбкой оценить этих слов виконта, как Пьер опять ворвался в разговор, и Анна Павловна, хотя и предчувствовавшая, что он скажет что нибудь неприличное, уже не могла остановить его. – Казнь герцога Энгиенского, – сказал мсье Пьер, – была государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке. – Dieul mon Dieu! [Боже! мой Боже!] – страшным шопотом проговорила Анна Павловна. – Comment, M. Pierre, vous trouvez que l’assassinat est grandeur d’ame, [Как, мсье Пьер, вы видите в убийстве величие души,] – сказала маленькая княгиня, улыбаясь и придвигая к себе работу. – Ah! Oh! – сказали разные голоса. – Capital! [Превосходно!] – по английски сказал князь Ипполит и принялся бить себя ладонью по коленке. Виконт только пожал плечами. Пьер торжественно посмотрел поверх очков на слушателей.
Годы заботы и доверия
Он поддерживал в любимой женщине стремление всегда быть красивой, востребованной, любимой не только им самим. Он относился к ней как к чуду, и Вере надо было соответствовать этой высокой планке. Она вспоминает, что не была так активно занята в спектаклях и съёмках в период сорока-пятидесяти лет. Это сделало некогда активную и популярную актрису покорной и скучной по её ощущению, и она перестала видеть искорки в глазах супруга. Роль Раневской в Тверском Академическом театре драмы изменила ситуацию – и в творчестве, и в семье.
На протяжении всей совместной жизни у красивых и талантливых Веры Васильевой и Владимира Ушакова были гастроли и масса поклонников и поклонниц. Но никогда ни единым взглядом или жестом, ни единым поступком или фразой они не давали повода для ревности друг друга. Слишком дорога была та любовь, которую они обрели друг в друге.
Даже Андрей Миронов, игравший с Верой Васильевой во многих спектаклях Театра сатиры, пребывавший в состоянии влюблённости перманентно, не смог вызвать во Владимире Петровиче чувство переживания. Миронов и Ушаков делили одну гримёрную в театре и были очень схожи во многом. Они подружились настолько, что, когда Андрей решал судьбу своих отношений с Екатериной Градовой, то решающим было одобрение Владимира Ушакова.
Источники
- [lenta.ru/news/2011/07/18/ushakov/ Умер старейший актёр Театра сатиры Владимир Ушаков]
- [document.kremlin.ru/doc.asp?ID=004275 Почётное звание присвоено указом президента России № 1809 от 27 октября 2000 года]
- [kp.ru/daily/23836.4/62051/ Мужа Веры Васильевой спасают врачи]
- [news.rambler.ru/10493515/ Скончался старейший актёр Театра сатиры Владимир Ушаков]
- [mir24.tv/news/culture/4107308 Москва простится с артистом Владимиром Ушаковым 20 июля]
- [ru.trend.az/life/interesting/1908047.html В Москве простились с Владимиром Ушаковым]
- [ria.ru/culture/20110717/403216752.html Скончался заслуженный артист России Владимир Ушаков]
Перед уходом
Уже пройдя большую часть жизненного пути, Владимир Петрович не переставал любить и восхищаться своей Верой. Они были не просто супругами, они были родными людьми.
Незадолго до смерти Владимир Петрович часто и тяжело болел, но это не мешало ему интересоваться успехами жены и радоваться её очередному успеху.
Актёра Владимира Ушакова и самого не обошла стороной государственная награда, присужденная в 2000 году, — звание Заслуженного артиста Российской Федерации.
Актёр ушёл из жизни 17 июля 2011 года.
Смерть Владимира Ушакова
Владимира Петровича Ушакова не стало 17 июля 2011 года. Он скончался после третьего инфаркта. Как рассказала супруга актера Вера Васильева, плохо ему стало во время отдыха на Клязьминском водохранилище. Артисту на помощь приехала скорая помощь, однако спасти Владимира Ушакова врачам не удалось. Он умер по дороге в ближайшую московскую клинику.
Прощались с актером 20 июля 2011 года. Траурная церемония проходила в институте имени Склифосовского. Актера кремировали.
«Владимир Ушаков один из аборигенов театра и проработал на его сцене более 50 лет. Брак и вообще их дуэт с Верой Васильевой уникален, причем во всех отношениях. Все помнят замечательную совместную работу актеров в «Свадьбе с приданым», и спектакле и фильме, снятом по этому спектаклю. Там он играл её возлюбленного, получилось, что оставался им всю жизнь. В последнее время Владимир Ушаков из-за своей болезни не играл. Мы все очень скорбим о его кончине», — отозвался о Владимире Ушакове художественный руководитель Театра Сатиры Александр Ширвинд.